История протестантизма
(Отечественный) Протестантизм имеет в России многовековую историю, (представляет собой) является одной из ее традиционных религий, которую нельзя рассматривать вне истории российской государственности и культуры. Российские протестанты внесли большой вклад в экономическое, социальное и нравственное развитие своего Отечества.

В России еще до Реформации появлялись религиозные течения, вероучительные положения которых были сходны с теми, которые позднее вошли в протестантскую доктрину.

Возникнув в Европе в первой четверти ХVI столетия, протестантизм быстро становится одним из трех крупнейших (всемирных) христианских течений наряду с православием и католицизмом. Уже в середине того же ХVI века протестанты появляются и в Московской Руси. Первыми протестантами на территории России были постоянно проживающие здесь представители иностранного купечества, приглашенные специалисты, а также военнопленные.

Протестантизм в России исторически был представлен различными вероисповеданиями. Первым протестантским приходом, официально открытым при царе Иване Грозном, стала лютеранская (Церковь) община, в Москве в Немецкой слободе в 1559 году. В конце ХVI столетия появляются, наряду с лютеранскими, и первые реформатские общины. Постепенно новообразованные в Москве и других российских городах протестантские общины обзаводятся своими церковными зданиями.

Протестанты изначально способствовали развитию российской экономики и укреплению обороноспособности страны. Они не только занимались торговлей, но и строили заводы, способствовали модернизации и становлению регулярной российской армии. Протестанты внесли большой вклад в становление российского образования и культуры, были создателями первого в России театра.

В связи с расширением границ Российского государства и вхождением в его состав народов, традиционно исповедующих протестантизм, а также притоком протестантского населения из Европы в ХVI — ХVII веках, количество протестантов постоянно увеличивалось. Но особенно увеличилось протестантское население России в ХVIII столетии. Начиная с этого времени, оно составляет значительную часть ее населения. К концу ХIХ столетия в России проживало более 7 млн. протестантов.

До середины ХIХ столетия протестантизм в его различных формах исповедовали почти исключительно народы российской империи и национальные диаспоры, исторически исповедующие протестантизм, но при этом практически не было протестантов из славянских народов России. Однако, начиная с 60-х годов ХIХ столетия, ситуация качественно меняется. В пореформенной России протестантизм становится одной из религий, которую исповедует часть славянского (в том числе русского) населения страны.

Во второй половине ХIХ века на российской почве утвердились и развились протестантские общины баптистов, евангельских христиан, адвентистов седьмого дня. В ХХ столетии к общинам евангельско-баптистской и адвентистской вероисповедной принадлежности добавились и пятидесятнические церкви.

Несмотря на то, что (с самого начала) российские протестантские Церкви, развившиеся на российской почве, подвергались преследованиям, их численность постоянно увеличивалась. К 1917 году в России насчитывалось около 200 тысяч коренных российских протестантов. Многие из этих людей были протестантами уже в нескольких поколениях.

Хотя отношение к российским протестантам со стороны господствующей Церкви и представителей власти было достаточно сложным, они всегда (были) оставались частью российского общества и делили со своей страной все ее радости и горести. Российские протестанты основное внимание уделяли духовным вопросам, но были озабочены и делами благотворительности. Эта позиция, в частности, проявилась в ходе первой мировой войны. Российские протестантские Церкви создавали лазареты (и ухаживали) для раненых, собирали средства на их оборудование и содержание (лазаретов), на помощь раненым и семьям погибших. (Необходимо заметить, что) Многие российские протестанты (в это нелегкое время) находились в действующей армии.

После 1917 года российские протестанты (с новыми силами) активно включились в социальную жизнь страны. (Российские христиане-протестанты) Они (участвовали в процессе) создавали (предприятий) коллективные хозяйства, построенные на христианских принципах, пропагандировали нравственное достоинство и экономическую эффективность (принципы) честного, добросовестного труда, трезвого образа жизни.
В конце 20-х годов ХХ столетия начался период испытаний для российских протестантов, подвергшихся жесточайшим репрессиям и преследованиям.

Героический труд в тылу и участие в военных действиях на фронтах, молитвы об Отечестве — вот вклад российских протестантов в борьбу за спасение Отечества в те тяжелые годы. К 60-му году осталось около 50 тыс. активных членов церкви. Несмотря на облегчение в положении верующих в сороковые годы прошлого века, протестанты продолжали подвергаться преследованиям и ограничениям в церковной деятельности вплоть до конца 80-х годов.
Одним из самых серьезных ограничений, которым подвергались российские протестанты вместе с представителями других религиозных течений в советский период, был запрет на любые формы социальной активности, включая и благотворительность.

Начиная с 90-х годов, в последний период существования СССР и после создания нового независимого Российского государства, российские протестантские Церкви активно включились в социальную жизнь страны. В последние годы было реализовано много социальных программ, направленных на оказание помощи неимущим, инвалидам и другим социально незащищенным слоям общества. Оказывается помощь детям —сиротам и детям — жертвам Чернобыльской аварии, создаются реабилитационные центры для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью.

После вступления в действие закона РФ «О свободе вероисповеданий» 25 октября 1990 г. многие церкви христиан веры евангельской, веря в демократические перемены государства по отношению к Церкви, легализовали свою религиозную деятельность. Эти церкви после соединения различных Ассоциаций, Миссий и Союзов христиан веры Евангельской образовали Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской (Пятидесятников) (РОСХВЕ).

По официальным данным министерства юстиции на 1 января 2003 года в России зарегистрировано около 5 тыс. протестанских церквей и примерно такое же количество незарегистрированных. Активных членов церкви более 1 млн. человек.